Не накручивать и не ругать. Как помочь ребёнку перед экзаменом?

Психологи показали, что эмоциональная поддержка родителей значительно повышает эффективность детей. Надо вмешиваться, надо поддерживать их эмоционально.


9 простых психологических приёмов

1. Составьте план подготовки

В последние дни перед экзаменом или важной контрольной предложите ребёнку вместе разработать проект или бизнес-план подготовки (современных детей увлекает такой подход, слова «составить график» для них — прошлый век): сколько заданий по каждому предмету надо выполнять в день, чтобы оставалось время на любимые занятия, спорт. Надо найти то время, когда он достаточно бодр, проговорить с ним всё это и наметить режим дня вместе. Когда у ребёнка появится чувство, что он контролирует себя и может поставить цель и достичь результата, он перестанет волноваться. Ситуация станет предсказуемой и контролируемой. Важно, чтобы план составлял сам ребёнок, а не взрослые. Но зато родители могут помогать с ним справляться. 

2. Не накручивайте дома

Ни в коем случае не усугубляйте тревогу по поводу экзамена разговорами типа: «Ой, месяц остался до экзамена, не знаю, что ты будешь делать…» Или: «Ужас, неделя осталась, а ты ещё даже учебник не брал в руки, всё гуляешь». Такие формулировки, с одной стороны, не помогают ребёнку взяться за дело, а с другой — усиливают тревогу, которая в итоге может зашкаливать.

3. Сбавьте контроль и давление

Ни в коем случае не ужесточайте режим — этим вы только усилите давление и нервную обстановку. Ребёнок и так не в себе, а родители ещё нагнетают: «Почему ты так долго сидишь, почему не спишь?» Контроля ему и так хватает. Нужна поддержка. Посочувствуйте, лишний раз подойдите и обнимите. Расскажите, как вы сдавали экзамены, чтобы он понял, что не один так переживает. Это, кстати, очень хорошее время, чтобы наладить личностный контакт с ребёнком. Чтобы он почувствовал в родителях не контролирующую инстанцию, не пример для подражания, а друга, партнёра, другого человека, который тоже что-то переживал и готов поделиться своим опытом. Это создаст близкие, доверительные отношения между вами, и у ребёнка выработается привычка в трудной ситуации делиться с родителями, что в наше время очень важно.

4. Какое напутствие нужно?

Накануне экзамена напутствуйте ребёнка так, чтобы убедить — у него всё получится: «Ты готов, у тебя всё будет хорошо, я тебя жду с победой». Теми словами, которые (мама точно знает!) эффективно подействуют на ребёнка. Без всяких оговорок в духе «Ну иди уже, горе моё, не знаю, что из тебя получится» и маминых вздохов и печальных взглядов. 

5. Одинаково любите с двойкой и с пятёркой

Забудьте советы типа «Если ты любишь маму, то должен сдать экзамен» или «Ты должен сдать экзамен хорошо». Когда ребёнка наставляют таким образом, это может привести к неврозу. Вы внушаете ребёнку, что его ценность определяется оценками. На языке психологов это называется «условие принятия»: «Мы тебя любим, но только когда ты получаешь пятёрки». Особенно тяжело для ребёнка слышать такое от отца. Родители должны любить ребёнка таким, какой он есть, просто потому, что он их ребёнок. Он, какие бы двойки ни получал, должен быть уверен в том, что нужен родителям и они любят его. Серьёзные нервные срывы как раз и случаются, когда ребёнок всеми силами старается добиться любви родителей, которая связана с пятёрками, а он получил тройку. 

6. Настройте на успех

Предложите вспомнить его собственный удачный опыт: «Вы решали в классе подобные задания, ты справлялся — справишься и на экзамене». Все ссылки на прошлые неудачи сформируют у ребёнка противоположную установку — что он провалится. 

7. Как понять, что ребёнок близок к нервному срыву:

  • изменился аппетит: очень много ест, например сладкого, или, наоборот, отказывается от еды;
  • нарушается сон;
  • постоянно жалуется на усталость;
  • портится настроение — ребёнку не доставляет удовольствия то, что обычно радовало;
  • ярко выражена тревожность: например, ребёнок начал вздрагивать при громких звуках, часто бесцельно ходит по комнате или сидит, уставившись в одну точку;
  • у него постоянно отсутст­вующий вид, как будто его что-то пугает;
  • раздражается и закатывает истерики, плачет из-за каждого пустяка;
  • становится агрессивным.

Все эти признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в изменённом психоэмоциональном состоянии и ему нужна помощь родителей.

8. Не награждайте деньгами

Не стоит мотивировать ребёнка лучше заниматься, обещая подарки. Это достаточно формальное подкрепление, которое не даёт в дальнейшем возможности уповать на себя. Он будет зависеть от подарков, от выгод. Это не является развитием человека и становлением его жизненного пути. Это впадание в зависимость от подачек. Такая дрессировка хороша для уровня крысы. А для человека это слишком грубо и примитивно. 

9. Учите снимать стресс

Научите ребёнка дыхательным упражнениям, помогающим снять напряжение и страх:

— Делаем глубокий вдох. Воздух должен пройти с ног до головы, как будто выдыхаем все свои проблемы. 

— Положите руку на живот. Глубоко вдохните животом и медленно-медленно выдохните. Повторите 10 раз. Упражнения надо сопровождать словесной формулой: «Я спокоен, я совершенно спокоен. У меня достаточно знаний, чтобы сдать экзамен». 

5 советов, которые родители должны как можно чаще говорить своим детям, пока они не выросли:

Советует психолог Лидия Геворкян:

1. «Ты в безопасности. Я позабочусь о тебе».

Базовая потребность ребёнка — ощущение безопасности, которое ему обеспечивается родителями. Это животный инстинкт, и, проговаривая эту фразу, вы можете снизить тревожность даже у самых беспокойных и нервных малышей.

2. «Каждый человек, который что-то хорошо умеет, когда-то учился этому». 

Научите ребёнка, что не уметь чего-то — не стыдно и даже гении не сразу родились со своими умениями. Стыдно не хотеть учиться. Покажите на своём примере, как действует процесс обучения. Пусть речь идёт хотя бы о скейте.

3. «Я верю в тебя».

Повторяйте это, как мантру. И действительно верьте. Нет никакой более мотивирующей фразы, чем эта, услышанная от любимого человека, которого вы считаете авторитетом.

4. «Не сдавайся, даже если всё летит в тартарары».

Это умение не берётся из воздуха. Несгибаемых оптимистов мы растим с детства — просто сначала мы учим их не сдаваться, выполняя домашнее задание. А потом они умеют не сдаться, столкнувшись с безответной лю­бовью, отчислением из института или несправедливым увольнением.

5. «Неудача — это не карма, не выбирай неудачу».

Научите ребёнка, что жизнь — это то, что мы выбрали, что мы хотим видеть вокруг себя. Если сосредоточиться на неудачах, будет казаться, что ты неудачник. А если делать из них выводы и наслаждаться солнечным днём, то вы оптимист.

Как применять эти фразы

Говорите их минимум 2 раза в неделю каждую. Это может показаться глупо, но, чтобы ввести их для начала в своё сознание, нужна такая механическая работа.

Не говорите их просто так, в плохом настроении как отмашку. Говоря фразу, думайте над ней, верьте в своего ребёнка, ретранслируйте любовь из самой глубины своего сердца.

Сделайте позитивные, полные любви высказывания нормой в своей семье. Не стесняйтесь чувств! Не смущайтесь громко говорить ребёнку, провожая его в школу: «Я люблю тебя». Пусть он знает, что такое бывает и что он этого достоин. Это поможет в том числе в будущем выбрать ему правильного, надёжного партнёра.


Яндекс.Метрика